Приветствуем на сайте Новый вгляд
новости проекты пейзажи люди файлы встречи

Клязьма судоходная

опубликовано 30.08.2007, по материалам Константина Колесова

Часть 6

Километром выше в Клязьму с левого берега впадает Теза. Она уникальна прежде всего своими гидротехническими сооружениями - деревянными судопропускными шлюзами. Могу ошибаться, но по имеющимся у меня данным, Тезянская шлюзовая система - единственная из сохранившихся на сегодня в Центральной Росии система деревянных шлюзов, построенная на волжском притоке четвертого порядка. Тезянским шлюзам более 160 лет.

Задолго до появления на Клязьме первого парохода по ним шел “струговой ход” из Шуи и Холуя в Нижний, Макарьев и “понизовые города”. По Клязьме и Тезе в Шую доставляли хлопок, нефть, зерно, соль, тюлений жир с Каспия, обратно же везли продукты их переработки и изделия местных умельцев. На крупных крытых баржах “мокшанах” (по имени реки Мокша в Тамбовской области) к устью Тезы в больших количествах привозился хлеб. Тянули “мокшаны” обычно в большую воду по 150-200 человек бурлаков.

В межень грузы доставляли в баржах поменьше - “гусянах”, в шлюзы же на конной тяге шли самые малые суда - маленькие крытые баржонки “тезянки”. Позже лошадей сменили колесные буксиры - паровики и газоходы. В советские времена на Тезе имелось даже пассажирское сообщение. Для этого по размерам шлюзов (!) были изготовлены особые укороченные “Зарницы”.

За полтора столетия тезянские шлюзы неоднократно ремонтировались и перестраивались, но в целом, если судить по отчетам 100-летней давности, их конструкция сохранилась до нашего времени практически без изменений, разве что дуб наши рациональные современники заменили более дешевой и удобной в обработке сосной. Шлюз представляет собой деревянную камеру длиной 20 и шириной 4 метра, на входе и выходе из которой устроены мощные деревянные ворота с балками-рычагами для открытия и закрытия. Шлюзование проводилось вручную - судно заводили в камеру, навалившись на рычаги, закрывали за ним входные ворота и приоткрывали выходные, а когда камера наполнялась водой из плотины, так же руками выталкивали судно в подходной канал.

Вот как описали в 1997-м году современное состояние шлюзов участники экспедиции в честь 110-летия клязьменского пароходства:

Честно признаться, в Тезу мы зашли, надеясь увидеть хотя бы остатки старинных шлюзов. Уж если Клязьму предали забвению, что можно ожидать от ее притока - прикнувшейся в глухом углу на границе двух областей небольшой речушки? Оставив катер в устье, мчимся по Тезе на легкой моторке. Река узкая, извилистая, глубокие омуты сменяются песчаными отмелями и глинистыми перекатами. Первый шлюз показывается километра через 2 - 3. Все, вроде бы, цело: деревянная камера, ворота.

Тезянские шлюзы


На берегу встречаем людей. На глупый вопрос: “А вы что здесь делаете?”, - один из них недоуменно отвечает: “Как что? За шлюзом присматриваем!” Познакомились: Сергей Дашковцев, живет в расположенном поблизости селе Мордовское, на шлюзе работает несколько лет, штатная должность - судопропускник... Кроме него, шлюз обслуживают еще два человека. Работают посменно. Все регулярно получают зарплату - небольшую, зато вовремя, без задержек. Задача - следить за уровнем воды в плотине, ремонтировать, красить, охранять. Шлюзов таких на реке пять - все имеют укомплектованный штат и содержатся в исправности, поддерживая на Тезе глубины от 2,5 до 3 метров.

Рассказали, что последнее судно с Клязьмы заходило в шлюзы лет эдак 5 - 6 назад. С тех пор судоходство осуществляется только между 1 и 3 шлюзами - шуйские “Зарницы” возят отдыхающих и туристов.

При необходимости связь Тезянской системы с клязьминским фарватером можно восстановить. Для этого следует немного углубить перекаты на 2-километровом отрезке русла, соединяющем последний пятый шлюз с устьем реки, и почистить подводные каналы. Обычно в начале лета, после спада воды, земснаряд выполнял эту работу за 2-3 дня. Кто знает, может, возникнет когда-нибудь эта самая необхоимость, возьмется какая туристическая фирма за создание уникального водного маршрута, не даст реке умереть. А ведь увлекательная получилась бы поездка - на симпатичном пароходике с дымком из трубы и шлепаньем колесных плиц за кормой по всемирно известным “золотым городам” - Шуе, Холую, Мстере, Вязникам, Гороховцу. Попутно: рыбалка, раки, стерляжья ушица, гитара у костра. Интересно, почему обыкновенные в других странах идеи и проекты у нас выглядят безудержным фантазерством?..”

Не дожидаясь доброй фирмы, экскурсию по шлюзам до Холуя и Шуи (65 км) можно совершить на легкой моторке (сами шлюзы, конечно, придется обносить), но если ее нет, в Тезу лучше не заходить - участок от устья до первого (пятого, если считать от Шуи) шлюза давно не чистился и очень мелок. Но работы по восстановлению судоходства тезы уже ведутся, силами ООО «Верхне-Волжскводхоз» возводятся новые бетонные сооружения. Согласно планам предприятия, к 2010 году все тезянские шлюзы должны быть приведены в работоспособное состояние.
Без бетона в наш век камня и стали, увы, не обошлось – три шлюза из пяти будут иметь бетонные плотины и стальные ворота, но лишь один из них полностью заместит старинный третий шлюз и то только потому, что в 1996 году старые сооружения были полностью разрушены весенним паводком и восстанавливать оказалось попросту нечего. Иные два бетонных новодела построят чуть в стороне от их деревянных предшественников, сохранив старинные сооружения для показа туристам.

Наконец самое главное и невероятное в наше прагматичное время: пятый и второй шлюзы останутся деревянными! Их уже полным ходом восстанавливают по проекту 170-летней давности, используя те же самые материалы: неподсоченные сосновые бревна, бутовый камень, кованые петли и детали водопропускных задвижек, заботливо снятые со старых конструкций и сохраненные в целости. Для полного погружения в эпоху прадедов со стройплощадки следовало бы убрать всего три предмета: бензопилу, автокран и дизельный молот для забивания деревянных свай. Но теперь надо как можно скорее шлюзы восстановить пока под программу деньги выделяются и еще живы мужики, способные знаючи выполнить дедовскую работу.

Километрах в 10 перед Ковровом на высоком правом берегу Клязьмы расположен поселок Клзьменский городок - в древности город Стародуб. Осматривать там особенно нечего, т.к. последние пригодные для досужего туриста древности сгинули еще на заре советской власти. В Коврове по части музеев тоже не густо: краеведческий и дом-музей Дегтярева. Вообще, останавливаться надолго в Коврове не рекомендую - про отчаянных ковровских ушкуйников еще Сергей Никитин, меж лесных клязьменских берегов путешествуя, писал и с тех пор нрав прибрежного ковровского народца не очень-то изменился. Задерживаться надолго в Коврове не стоит и по другой причине - пятью километрами выше вас поджидает одно из двух самых серьезных препятствий на реке - Нерехтинская каменная гряда.

Да, чуть не забыл про одно любопытное обстоятельство. Река Уводь, впадающая в Клязьму недалеко от Коврова, в верхнем своем течении связана 25-километровым каналом с Волгой, т.ч. двигаясь по Клязьме, вы частично плыли и по волжской водице.

Итак, Нерехтинская каменная гряда - 191 км судового хода. Принцип движения по ней описан в лоции, однако если вы не уверены в своих силах, попробуйте договориться об лоцманских услугах на спасательной станции ГИМС в Коврове. Пройденная Нерехта означает еще 30 километров относительно спокойного хода (не забывайте, однако, что теперь вы следуете по самому сложному для судовождения участку реки) до следующего опасного препятствия - гряды Кижановской. Перевести дух и переночевать советую возле правобережного села Любец (196,4 км) - пристанища всяко-разно местных и пришлых художников.

На Кижанах в лоцманы нанимать некого, поэтому внимательно читаем лоцию и после предварительной разведки спокойненько, не суетясь, но все же достаточно динамично (течение на гряде довольно сильное) втягиваемся в выбранную протоку. Кижаны пройдены - значит мы почти дома. Чуть выше по правому берегу (231 - 235 км) выстроены многочисленные турбазы и лагеря отдыха - при желании можно с комфортом устроиться на ночь в номере со всеми удобствами или погреться в баньке.

Богданцевская и Луневская каменные гряды опасности не представляют - главное про них не забыть и пройти на малом ходу с футштоком. В районе Богданцевской гряды обычно уже встречаются лодки владимирских водомоторников - всегда можно спросить совета или даже, “сев на хвоста” дойти с ними до Владимира. Перед Боголюбовскими перекатами советую свернуть в Нерль и полюбоваться всемирно известным храмом Покрова.

Если к Нерли вы подошли во второй половине дня в воскресенье, без лоцмана не останетесь. Через Боголюбовские перекаты кто-нибудь из возвращающихся во Владимир лодочников вас обязательно проведет. Вместе с ними советую добраться до лодочной станции “Горизонт” и договориться там о стоянке. Если забрать с собой все ценные вещи и закрыть каюту на ключ, за сохранность лодки можно не опасаться. На правый берег “за рупь” вас перевезет кто-нибудь из сторожей. 30 метров через железную дорогу и вы в центре города в минуте ходьбы от вокзалов и пяти минутах - от ближайшей гостиницы. Культурная программа во Владимире - по собственному усмотрению, благо выбрать есть из чего. Кстати, судно в “Горизонте” можно оставить и до следующей навигации - цены более чем приемлемы.

Увы, главная река Владимирской области, к слову сказать, в этом году отмечающая свой собственный юбилей (130 лет с момента пуска первых пароходов) почти утратила судоходный статус.
Чиновники и бизнесмены, имеющие к проблеме хоть какое-то отношение и способные повлиять на судьбу реки, в большинстве своем задают тот самый, не имеющий жестко рационального ответа вопрос: "А зачем нам судоходная Клязьма?!"
Странно, почему доказывать и объяснять сложнее всего вполне очевидные вещи?
Наверное, они сами, их отцы, деды и прадеды выросли вдали от таких красивых рек, как наша Клязьма. Или всё-таки нет...?



<< ...назад

гостевая форум
© 2005,2006 Krown на главную написать письмо
Hosted by uCoz