Приветствуем на сайте Новый вгляд
новости проекты пейзажи люди файлы встречи

Воспоминания о селе Батыеве

опубликовано 22.03.2006

Во Владимирской области есть немало сёл и деревень с интересной историей. Но есть и такие, что сведениями не блещут, или содержат о себе самые поверхностные воспоминания. К одному из таких сёл относится исчезнувшее село Батыево Суздальского района.

Согласно древней легенде название села происходит из Владимиро-Суздальской Руси XIII века. В 1237-1238 гг. над Русью разразилась страшная гроза - нашествие татаро-монголов. Татары под предводительством хана Батыя разбили владимирскую дружину под Коломной, на границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло почти всё владимирское войско, и был пленен сын великого князя Владимирского - Владимира Георгиевича. Уже 4 февраля 1238 г. Батый жестоко осадил Владимир. Расстояние от Коломны до Владимира (300 км) его войска прошли за месяц. Одновременно с осадой Владимира Батый направил один из своих отрядов к Суздалю.

Отряды шли по льду Нерли через с. Борисовское, Мордыш, Васильково, подойдя к Суздалю с юго-востока, обманув тем самым встречавших их ополченцев. По преданию, свой временный стан Батыевские отряды учредили в районе будущего села Батыево. По легенде именно там были похоронены под высоким земляным курганом убитые в боях под Владимиром монголо-татарские воины.

Легенда о расположении здесь ставки хана Батыя на его пути к Суздалю, попала в «Историческое собрание о граде Суздале» любознательного суздальского «летописца» XVIII века соборного ключаря Анании Федорова… Изложена она была спустя много столетий после описываемых событий, что позволяет определить её характер как предположительный, основанный на топонимике названия села. Однако взглянем на то, о чём ведает летопись.

"Когда злочестивый и безбожный татарский царь Батый, разоряя, русскую землю, взял славный город Владимир, и оттуда со своею богомерзскою силоюподвижеся ко граду Суздалю, хотя и его себе покорити и разорити, не дойдя до него за несколько поприщ, поставил стан свой (где бысть стан безбожного Батыя, ныне то село имеется называемо Батыево). И исходя из того стана творяше войну с воинством суздальским..."

И вот жители этого места, по народному сказанию, в память потомству о кочевавшем тут татарском войске, нанесшем столько горя им самим и близлежащему Суздалю, назвали село именем грозного предводителя этого войска - Батыя. Судя по немногочисленным находкам ядер стенобитных орудий в окрестностях с.Борисовского, можно предположить, что татаро-монголы действительно могли встать лагерем на батыевской горке и наблюдать за продвижением войска по большому нерлинскому мысу. Путь захватчиков тогда лежал бы от сёл Борисовского и Порецкого, через Васильки и Мордыш, к Щенячьей (Воскресенской) слободке и далее обратно к стану по северной части мыса - сс. Заполицы и Улово. Но пока это только догадки. Археологических данных о стоянке монголов в с.Батыеве у нас нет.

По преданию конца XIXв. близ села Батыево по дороге от Владимира в Суздаль имеется насыпной холм, который в народе известен под именем "Батыева кургана". Говорят, что курган - могила суздальцев, геройски погибших в неравном бою с монголо-татарами. Эта версия на наш взгляд более вероятна, нежели вариант с батыевским захоронением. В настоящее время кургана ни к югу от бывшего села, ни в других направлениях, не существует, он был нарушен раскопками в середине XIXв. Согласно утверждению историка и археолога А.С.Уварова, могильник содержал погребение с оружием, исторический период и принадлежность которого не была установлена.


На 1895 год в Батыеве было 26 дворов с 89 душами мужского пола и 100 женского. Село имело большое уездное значение и упоминалось наряду с более крупными. В нём процветала небольшая заводская мануфактура. Имелась православная церковь, точное время появления которой впервые неизвестно. Упоминается, что в восемнадцатом веке и до тридцатых годов XIX столетия в селе была деревянная церковь в честь Воскресения Господня. В конце позапрошлого века на месте деревянного храма стояла небольшая каменная часовня, "а около неё издавна лежат огромные дикие камни, видимо служившие основанием древней церкви. Расположение этих камней говорит о продолговатой форме бувшего тут храма.

Затем в селе в 1835г. была возведена каменная церковь, с такой же колокольней тщанием коммерции советника Михаила Ивановича Титова. Наружний и внешний вид церкви отличались изяществом. Хоры, как особенность в сельских храмах, "придают ему особое величие и красоту". Что 1835г. был годом был годом построения и освещения храма, видно из надписи на деревянном осьмиконечном кресте, имеющемся в церкви. "В 1835 году, - говорит надпись, - ноября 25 дня... освещал храм Воскресения Христова Суздальского Спасо-Ефимьева монастыря архимандрит Парфений".


Из села Батыева, в VIII-XIXвв. принадлежавшего шелковым фабрикантам Колосовым, происходит купеческий род известных меценатов Найденовых. А в начале 1960-х годов, урочище Батыево стало местом съёмок фильма Живые и мертвые» (режиссер А.Столпер, киностудия «Мосфильм»), в котором роль журналиста Синцова сыграл актёр Кирилл Юрьевич Лавров.


продолжение следует...



гостевая форум
© 2005,2006 Krown на главную написать письмо
Hosted by uCoz